ИСТОРИЯ ЧЕРВОНЦА СССР Сеятель
В конце 1922 — начале 1923 года появляется новая монетная единица — червонец. Еще в июне 1922 года было принято решение ввести валюту, обеспеченную золотом, в виде билетов Государственного банка. «Первые 200 тысяч червонцев по балансу эмиссионного отдела Госбанка на 28 ноября 1922 года полностью обеспечивались золотыми монетами дореволюционного образца, так называемого „имперского чекана“, в 5 рублей, 7 рублей 50 копеек и 15 рублей в количестве 303 тысяч 500 штук. Кроме того, свободный остаток эмиссионного права в 314 653 червонца обеспечивался золотом в слитках (чистого золота 333 803 золотника 56 долей) на сумму 183 591,7 червонца, иностранной золотой монетой на 22 936,3 червонца и банкнотами Английского банка в 125 тысяч фунтов стерлингов по курсу 0,865 червонца за фунт на 108 125 червонцев. Балансы эмиссионного отдела регулярно печатались в то время в газетах каждые две недели. Червонцы, в отличие от совзнаков, выпускались не для покрытия бюджетного дефицита, то есть без дальнейшего расширения эмиссии денег, а для нужд хозяйственного оборота в интересах урегулирования денежного обращения. По закону червонцы обеспечивались не менее чем на 25% драгоценными металлами (платиной, золотом, серебром) и иностранной валютой по курсу на золото и на 75% — легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и иными обязательствами»16. Первые бумажные червонцы поступили в обращение в конце ноября 1922 года, спустя один месяц после принятия решения о чеканке червонцев в виде монет.
В определенном смысле бумажный и металлический червонец должны были страховать друг друга: в случае неудачи с бумажными купюрами (вспомним, что доверие к бумаге у населения было сильно подорвано событиями 1914—1920 годов) можно было объявить их обмен на золотую монету. Большое значение придавалось и изображению на монете: могучий сеятель в отличие от невразумительных узоров на разноцветных бумажках и профилей царей и цариц на старых монетах внушал уважение, олицетворял собой успех идеи создания государства рабочих и крестьян.
Однако при очевидных достоинствах новой денежной единицы вскоре обнаружились и ее недостатки. Червонец и в самом деле значительно укрепил финансовое благосостояние молодого советского государства, но создал серьезные проблемы в сфере обращения. Высокая покупательная способность червонца имела обратную сторону: во-первых, его трудно было разменять, во-вторых, иногда зарплата выдавалась в виде нескольких червонцев на добрый десяток человек, и оборотистые коммерсанты на «черной бирже» за размен червонцев брали высокий процент. Именно в этом одна из причин введения на отдельных предприятиях уже упоминавшихся денежных суррогатов. В то же время населению нравилось откладывать на черный день именно червонцы.
Иностранные финансовые организации положительно отнеслись к появлению червонца как устойчивой валюты с золотым обеспечением. В конце 1923 года зарубежные банки приобрели червонцы более чем на 25 миллионов рублей. Но это доверие вскоре обернулось серьезными проблемами. Когда иностранные банки стали требовать обмена приобретенных ими банкнот на золото (на что имели полное право), советское правительство было вынуждено скупать за границей червонцы и запрещать их дальнейший вывоз за рубеж. К тому же начала падать покупательная способность червонца внутри СССР. Это было связано с политическим противостоянием.
В середине 1920-х годов в Советском Союзе обозначился раскол внутри правящей политической элиты. Зиновьев и Каменев выступили с критикой бюрократизма в аппарате и, следовательно, против усиливающейся роли партийной номенклатуры во главе со Сталиным. Центром «новой оппозиции» стал индустриальный Ленинград. После XIV съезда ВКП(б), который в числе прочих вопросов обсуждал курс на социалистическую индустриализацию, был организован разгром ленинградской партийной оппозиции, и во главе партийцев северной столицы был поставлен последовательный сторонник Сталина С. М. Киров (через несколько лет погибший при не выясненных до сих пор обстоятельствах). В 1926—1927 годах в стране нарастали темпы централизации и административного нажима как в партийных органах, так и в различных отраслях экономики. Начался переход к планово-распределительной системе управления.
Убийство С. М. Кирова стало поводом для резкого
ужесточения внутренней политики
В итоге зимой 1927—1928 года разразился тяжелый кризис политики нэпа, и все более зримые черты стала приобретать социалистическая индустриализация. Шло перераспределение средств, все более высокими становились капиталовложения в тяжелую промышленность. Программа индустриализации означала, что экономика строится на основании утвержденного государством строгого плана, устанавливается режим жесткой экономии с целью перенаправления средств на строительство новых предприятий, внедряются передовые зарубежные технологии, общая схема производства перестраивается в пользу тяжелой промышленности. Уже в январе 1928 года был принят проект чрезвычайных мер по хлебозаготовкам, заложивший основы последующего массового раскулачивания и повсеместной организации колхозов. Все это не могло не отразиться на денежной системе.
В 1928 году был запрещен ввоз червонцев назад в СССР. Отчеканенные в 1925 году немногочисленные золотые червонцы в обращение так и не попали. История такова: судя по газетным сообщениям, в 1925-м предполагалось изготовить 6 миллионов экземпляров золотых червонцев на сумму 60 миллионов рублей. В газете «Красная кооперация» от 2 апреля 1925 года в статье «Чеканка золотых червонцев» писали: «По новому рисунку червонцев, только что утвержденному Наркомфином, заготовлены штампы (то есть штемпеля)». Однако империалистические государства организовали «золотую блокаду», то есть отказались принимать советское золото в уплату за столь необходимые молодому Советскому Союзу промышленные товары, и проект чеканки золотых монет достоинством в один и два червонца остался неосуществленным. По непредвиденным обстоятельствам правление Госбанка СССР 30 июня 1925 года было вынуждено отложить чеканку червонцев. Возможно, была отчеканена пробная партия: в настоящее время известно около пятнадцати экземпляров золотого червонца образца 1925 года, три из которых в феврале 1951 года поступили в музей Гознака в Москве, а два — в 1955 году в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. В обоих случаях они пришли из Ленинградского монетного двора. Уже говорилось о том, что Эрмитаж получал образцы чеканившихся там монет. Сейчас и в Эрмитаже, и на Монетном дворе Санкт-Петербурга имеются только оттиски лицевой и оборотной сторон червонца, изготовленные из желтой латуни. Одна монета находится в США, а остальные — в московском Гохране.
Эти монеты описаны в каталогах; интересно, что и в конце 1970-х — начале 1980-х годов производилась чеканка новодельных червонцев старыми штемпелями, но эти денежные знаки имели уже только коллекционное значение. С 1975 по 1982 год каждому году соответствуют отдельные образцы золотого червонца, которые, кроме начеканенной даты, ничем друг от друга не отличаются (рис. 3.3). В каталоге «Монеты страны Советов» они названы инвестиционными монетами, которые были выпущены в состоянии улучшенного качества, а в 1980-м — также в состоянии пруф.
В отличие от золотых червонцев, бумажные оставались распространенным средством платежа, но в коллекциях они представлены в основном не в лучшей степени сохранности. В целом они находились в обращении до 1 января 1948 го- да — по реформе 1947 года на смену червонцам пришли билеты Госбанка достоинством в 10, 25, 50 и 100 рублей.
Категории